Советы учителя дефектолога

Коженова Инна Викторовна – учитель-дефектолог ПКПП. Образование высшее, вторая квалификационная категория.

Консультации для педагогов

Специфические особенности интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития

Преодоление фонематической дисграфии у младших школьников

Особенности работы с детьми с ОПФР

Работа по улучшеню техники чтения
Формирование орфографических навыков

Специфические особенности интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического

Зачем учителю способствовать развитию мелкой моторики у учащихся младшего школьного возраста

Советы дефектолога

Требования к качеству речи педагога

Методика логопедической работы по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Система коррекционно-логопедической работы по преодолению артикуляторно-акустической дисграфии

Консультация для педагогов «Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя группы продлённого дня»

График проведения консультаций учителем – дефектологом на 2022/2023 учебный год

ПУНКТ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ (ПКПП)

 В рамках реализации Кодекса Республики Беларусь  в ГУО «Райцевская средняя школа» проводится работа по оказанию помощи детям в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи (ПКПП).

Уважаемые родители, если Ваш ребенок нуждается в специальной помощи, не теряйте времени даром, не ждите, что «это само пройдёт». На ПКПП нашего учреждения оказывается помощь детям, имеющим различные особенности развития.

Цели и задачи пункта коррекционно-педагогической помощи

Основной целью деятельности ПКПП является оказание коррекционно-педагогической помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи.

Задачами пункта являются:

  • изучение особенностей психофизического развития обучающихся с целью определения оптимальных путей оказания им коррекционно-педагогической помощи;
  • формирование общих способностей к учению с целью выполнения обучающимися требований образовательных стандартов дошкольного образования;
  • формирование позитивной мотивации к учебной деятельности, развитие функций самоконтроля и произвольной регуляции поведения у обучающихся.

Достижению поставленных задач способствуют игровые формы работы, подбор доступного занимательного материала, использование элементов современных технологий. Все это позволяет детям с особенностями психофизического развития успешно овладевать учебными программами, чувствовать себя комфортно в школе.

Направления работы ПКПП:

— коррекция звукопроизношения;

— формирование лексико-грамматических представлений;

— развитие связной речи;

— развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления).

 Учителем-дефектологом проводятся коррекционные занятия индивидуально, с группой или подгруппой учащихся. Наполняемость группы составляет 5-6 человек, подгруппы 2-4 человека.

Обследование и распределение по группам проводится  учителем-дефектологом ПКПП в период с 1 по 15 сентября текущего учебного года.

Объём коррекционно-педагогической помощи, форму проведения занятий для каждого ребенка  учитель-дефектолог определяет самостоятельно по результатам изучения индивидуально-типологических особенностей учащихся.

Занятия проводятся в период с 16 сентября по 25 мая.

Ежедневное количество занятий, их продолжительность и последовательность определяются расписанием занятий, которое составляется с учетом требований  санитарных норм, правил и гигиенических нормативов и утверждается директором учреждения образования.  Продолжительность занятий в ПКПП определяется индивидуальными и возрастными особенностями учащихся.

 Продолжительность занятий:

групповых – 30-45 минут;

подгрупповых – 25-35 минут;

индивидуальных – 15 – 40 минут.

 Периодичность посещения занятий обучающимися составляет 2- 3 раза в неделю в зависимости от сложности дефекта, вида речевой патологии и этапа коррекции.

 Показания к зачислению в пункт коррекционно-педагогической помощи:

Зачисление в ПКПП  осуществляется приказом директора учреждения образования на основании следующих документов:

— заключение центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

— заявление законного представителя учащегося.

        Отчисление из ПКПП  осуществляется приказом директора учреждения образования на основании списка учащихся, составленного по результатам обследования детей учителем-дефектологом ПКПП и специалистами ЦКРОиР и утвержденного директором ЦКРОиР. Отчисление может осуществляться по следующим причинам:

-исправление нарушений физического и (или) психического развития;

-смена места жительства;

-перевод в иное учреждение образование.

Для получения заключения ЦКРОиР необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР). Психолого-медико-педагогическое обследование осуществляется в присутствии законных представителей ребенка (одного из родителей). По результатам обследования выдается заключение.

При подаче документов в 1-й класс необходимо предоставлять заключение ЦКРОиР.

  В каком случае надо обращаться к дефектологу

 Ребёнку 6-8 лет требуется консультация специалиста, если он:

 1) плохо различает и воспроизводит звуки;

2) с трудом учит стихи;

3) путается в порядке следования времён года и дней недели;

4) не может правильно повторить в прямом порядке четыре цифры, а в обратном — три;

5) не может правильно повторить серии ударов по столу (карандашом) с длинными и короткими интервалами;

6) плохо ориентируется в понятиях «право — лево»;

7) никак не научится застёгивать пуговицы и завязывать шнурки;

8) затрудняется в составлении рассказа по серии картинок.

Логопедический словарь для родителей

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи, вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (системные тяжелые нарушения речи).

Дизартрия – нарушения произносительной стороны речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и слуховой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Это самый распространенный диагноз у детей, посещающих логопедические группы. Выделяют три уровня: первый уровень самый «тяжелый», третий уровень самый «легкий».

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, вследствие дефектов восприятия и произношении фонем.

Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу и синтезу звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, помогающий осуществлять операции различения и узнавания фонем (букв), составляющих звуковую оболочку слова.

  УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, выполняя советы учителя-дефектолога, Вы поможете своему ребенку преодолеть речевое нарушение и создадите благоприятную почву для коррекционной работы.