Инновационная деятельность

Инновационный проект 2021-2026

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Внедрение модели этнической социализации личности воспитанников и обучающихся в овременном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа»

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ: 2021-2026

КОНСУЛЬТАНТЫ: 

Осипов Алексей Иванович, профессор кафедры социально-гуманитарных дисциплин ГУО «Институт подготовки научных кадров НАН Беларуси, доктор философских наук, профессор.

Финькевич Людмила Владимировна, доцент кафедры общей и детской психологии учреждения образования  «Белорусский государственный педагогический университет  им. М. Танка», кандидат психологических наук, доцент. 

Бройко Александр Васильевич, директор общественного  объединения  «Центр православного  просвещения преподобной Евфросинии  Полоцкой»

Лазуко Борис Андреевич, заведующий отделом древнеебелорусской культуры Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси имени К. Крапивы, кандидат искусствоведения, доцент

АКТУАЛЬНОСТЬ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Стратегия развития образования в Республике Беларусь среди приоритетов государственной политики в области воспитания определила разработку и реализацию моделей успешной позитивной социализации и поликультурной компетентности обучающихся, патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление личности обучающихся, формирование гражданской идентичности молодёжи на основе традиционных ценностей и приобщения к культурному наследию белорусского народа. 

«Для того, чтобы чувствовать себя уверенно в настоящем и строить будущее, необходимо опираться на культурный фундамент, возведенный в прошлом. Нужна высокая культура преемственности поколений, наполненная глубокой традицией формирования и функционирования собственной идентичности» [А.Г.Лукашенко].  

Миграция (переселение) населения происходит во всем мире и в нашей стране. Становится смешанным национальный состав многих народов. Появляются смешанные семьи, в которых родители разных национальностей, рас, верований.  Социальная стабильность в условиях многонационального государства зависит от уровня поликультурного воспитания людей, способных с уважением воспринимать представителей иной культуры и строить с ними отношения на основе толерантности.

Поликультурное воспитание в учреждениях  образования – сравнительно новое направление педагогической деятельности. Перед современным образованием стоит задача создания таких педагогических условий, при которых будут учитываться особые потребности обучающихся разной этнической и культурной принадлежности. Согласно Г. М. Коджаспировой, поликультурное воспитание определяется как учет культурных и воспитательных интересов разных этнических и национальных меньшинств [22].

Философско-педагогический анализ процесса воспитания позволяет выделить три типа воспитания, отличающиеся характером взаимосвязи субъектов этого процесса. Это:

–   семейное воспитание 

– социальное воспитание, осуществляемое как в различных учебно-воспитательных учреждениях, так и в социуме

-духовно-нравственное воспитание. 

Единство и взаимосвязь этих трех граней развития человека позволяют растущей личности:

– иметь физическое и психологическое пространство для становления своих личностных качеств (семейное воспитание);

– обретать смысл в постижении окружающего мира и самого себя (духовно-нравственное воспитание);

– а также осваивать навыки взаимодействия с себе подобными в равноправном и иерархическом взаимоотношениях. 

Три названных типа воспитания находятся в тесной взаимосвязи, взаимозависимости и дополняют друг друга. При этом, ключевым, интегрирующим аспектом выступает духовно-нравственное воспитание, которое пронизывает, наполняя нравственным смыслом, как семейное, так и общественное воспитание. Нарушение целостности единого воспитательного процесса приводит к искажениям в развитии личности, формированию отклоняющихся форм поведения.

В нашем проекте предпринята попытка внедрения модели этнической социализации и формирования поликультурной компетентности личности обучающихся на ранних этапах онтогенеза, в основе которой лежит неоспоримая, общепризнанная в науке и проверенная в педагогической практике роль духовно-нравственного воспитания личности, основанного на национальных традициях и православных ценностях белорусского народа. Это в полной мере соответствует нормативно-правовым положениям Кодекса об образовании РБ, Учебным программам дошкольного и школьного образования РБ, другим правовым государственным актам [21; 33]. Осмысление значения православия для истории образования, а также тенденций возрождения православных традиций воспитания в современном обществе, сделали возможным вывод о наличии и признаках системы духовно-нравственного воспитания в учреждениях образования.  Это, в свою очередь, сделало возможным рассмотрение проблемы оптимизации процессов этнической социализации   и формирования поликультурной компетентности личности обучающихся в контексте возможностей духовно-нравственного воспитания.

Этническая социализация личности понимается как процесс становления этнической идентичности, формирования системы ценностных ориентаций, смыслообразующих мотивов поведения личности. Необходимым психолого-педагогическим условием достижения указанных результатов этнической социализации является обоснование, построение и реализация психолого-педагогической модели этнической социализации воспитанников и учащихся.

На основе аналитической информации по реализации предыдущих инновационных проектов можно выявить следующие противоречия:

—  между процессами расширяющегося этнокультурного педагогического взаимодействия субъектов образования и отсутствием технологического обеспечения этого процесса в современных учреждениях образования;

-между потребностями в педагогических кадрах с высокой этнокультурной компетентностью, способных эффективно осуществлять педагогический процесс в поликультурном пространстве учреждения образования и низким уровнем готовности педагогов к работе по этнической социализации обучающихся.

Учреждения образования имеют широкие возможности для приобщения обучающихся к общекультурным и национально-значимым ценностям белорусского народа.  

Исходя из вышеизложенного, проблема инновационного проекта состоит в определении сущности и специфики этнической социализации и поликультурной компетентности обучающихся, выявлении организационно-педагогических условий и средств, обеспечивающих ее эффективность.

Недостаточная разработанность проблемы и её актуальность определили выбор темы инновационного проекта: «Внедрение модели этнической социализации  и формирования поликультурной компетентности личности обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа»

Новизна работы состоит в анализе и обобщении накопленного опыта в патриотическом воспитании предшествующих поколений; разработке образовательных ситуаций, педагогических методов, форм социального партнёрства и влияния по возрождению и использованию национальных традиций в целях успешной этнической социализации и формировании поликультурной компетентности личности обучающихся.  

Предлагается соответствующая модель, наполняющая образовательную среду учреждений образования этнокультурным содержанием с учётом психологических закономерностей этнической социализации  и поликультурной компетентности личности. Ядром модели выступает сотрудничество всех институтов и агентов социализации личности в учебной и внеучебной деятельности, в урочной и внеурочной формах организации образовательного процесса. Обязательным условием внедрения модели видится развитие внутренней мотивации, инициативности, просоциальной активности всех субъектов образовательного процесса.  Подчёркивается необходимость охвата всех видов образовательной деятельности в целях успешной этнической социализации и формировании поликультурной компетентности  обучающихся.

Внедрение модели основывается на деятельностном подходе, культурно-исторической концепции развития (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, Д.И.Фельдштейн). В качестве продуктивных технологий этнической социализации и поликультурного воспитания обучающихся выделяются: обучение в сотрудничестве, методы «Образовательная ситуация», «Образовательное событие», метод проектов, технология «мозаичный класс» и др.

Предлагаются критерии оценки результативности психолого-педагогической модели этнической социализации и поликультурной компетентности обучающихся, алгоритм и технологическое описание её реализации в дорожной карте, образовательных ситуациях. Дорожная карта представляет собой целостное видение процесса в пространстве и времени, с привязкой к конкретным технологиям и конечным продуктам совместной и индивидуальной деятельности.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

Цель проекта: обоснование, построение и реализация психолого-педагогической модели этнической социализации и поликультурной компетентности  обучающихся на православных традициях и ценностях белорусского народа, формирование личности, способной к эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей чувством патриотизма и уважения других культур, умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, верований.

Задачи проекта:

создание системы работы учреждения образования, основанной на  внедрении эффективных форм и педагогических технологий, обеспечивающих успешную этническую социализацию и поликультурную компетентность  обучающихся;

разработка и внедрение инновационных технологических приемов, подходов, методов и форм этнокультурной социализации и поликультурной компетентности обучающихся;

поиск новых направлений, педагогических идей, технологических решений формирования позитивной этнической идентичности личности и поликультурной компетентности обучающихся;

 развитие поведенческих навыков, моделей конструктивного общения с представителями иных культур и этносов; 

стимулирование педагогической инициативы, повышение профессионального мастерства педагогов;

формирование психологической компетентности участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей).

Педагогическая модель  развития  этнической социализации и формирования поликультурной компетентности    обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа :

1. Концептуально-целевой блок (социальный заказ общества, цель, задачи, принципы, организационно-педагогические условия).

 Организация среды жизнедеятельности, информационно-коммуникативное пространство учреждения образования, в котором благодаря совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, представителей социума  формируется соответствующая психологическая и нравственная атмосфера, оказывающая влияние на патриотические чувства   учащихся (государственная символика, предметы национальной культуры и творчества, история народного творчества региона, история духовной культуры, православные ценности и традиции белорусского народа).  Взаимодействие с семьёй обучающегося даёт возможность использовать педагогический потенциал этнокультуры семьи   в образовательном процессе (проекты «Мой род, моя семья и наша страна», «Профессиональное древо семьи», «Духовные традиции моей семьи», «Семейные праздники», творческие выставки «Мир увлечений моей семьи», «Духовные семейные встречи в субботний день», работа родительского университета и т.д.) Использование внешкольной среды с её многочисленными связями и взаимодействиями также имеет значение для формирования этнической социализации и поликультурной  компетентности  личности обучающихся  на православных традициях и ценностях белорусского народа.  Учреждение образование в регионе выполняет культуротворческую роль – влияет на формирование позитивных взаимоотношений между различными субъектами, нейтрализует негативные компоненты, несёт просветительскую функции и  работает не только с самими учащихся  и воспитанниками, законными представителями,  но и его ближайшим окружением: Новогрудской епархией, Кореличским ЦТДиМ, отделом культуры и досуга «Турецкий дом культуры», УО «Мирский ГХПТК», УО «Кореличский государственный строительный лицей». 

Аксиологический подход, который предполагает приоритетное значение ценностей личности и коллектива в процессе  овладения  человеком ценностей, установок, образцов поведения, что присущие данному этносу, воспроизведение ею социальных связей и социального опыта этноса, преобразование этого опыта на личное достояние,  развитие умения находить общий язык с  другими народами.

Личностно-ориентированный подход подразумевает индивидуализацию и творческую направленность образовательного и воспитательного процесса по повышению уровня духовно- нравственного развития личности обучающегося, его этнической социализации, поликультурной компетентности  на православных традициях и ценностях белорусского народа.  Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. Организация такого образовательного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у  М. Монтессори – «помоги мне сделать это самому».

2. Содержательно-деятельностный блок

Основные принципы деятельности – развития, непрерывности,  преемственности, доступности, самоорганизации, самоуправления. Психологическая структура этнического самосознания модели представлена следующими компонентами: 1) осознание особенностей этнической культуры своей этнической общности (я и культура этноса);

2)  изучение культуры этносов, проживающих на территории Республики Беларусь (я и мир как могокультурное сообщество); 3) формирование  представлений о языке, истории, традициях и ценностях культуры не только своего народа, но и народов других стран (я и ценностная культура народов мира);

4) саморазвитие интереса к освоению поликультурных ценностей;

5) умение решать межличностные проблемы, навыки межкультурной коммуникации, толерантные качества личности (я личность, умеющая решать межличностные проблемы).

3. Результативно-коррекционный блок, прогнозируемый результат

Регулярное и постоянное отслеживание результатов деятельности всех участников инновации, проведение мониторинга (стартового, промежуточного, итогового) по предложенным ниже критериям позволит достигнуть оптимальных результатов, обеспечить своевременную коррекцию деятельности.

Ожидаемый результат:

У обучающихся развиты личностные качества и умения:

— принятие и осознание ценности своих национальных традиций, уважительное отношение к обычаям других народов;

на уровне социальной компетенции — умение жить в мире и согласии с представителями разных национальностей, верований;

на уровне личностной компетенции — способность осознать свою этническую принадлежность, позитивно относиться к маркерам своей этнической группы (язык, традиции, родная земля, образ жизни, быт и др.);

на уровне деятельностной компетенции — способность предвосхищать конфликтные ситуации,  конструктивно преодолевать противоречия; осознанно относиться к процессам инкультурации и к самостоятельному выбору модели поведения и общения.

В нашем понимании, поликультурная компетентность – это система взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний, умений, навыков обучающихся, их способностей, опыта, личных качеств, составляющих единое целое и благоприятствующих освоению культур разных народов. Исходя из данного определения, а также с учетом требований учебной программы РБ, разработана структура поликультурной компетентности личности обучающихся.

должен знать:

– название родного города, поселка, страны, столицы, достопримечательности столицы и малой родины; официальные символы Беларуси (флаг, герб); природные символы Беларуси (сосна, зубр, аист, цветок василька, лен).

иметь представление:

 – о белорусских народных промыслах (ткачество, гончарство, соломоплетение); о предметах декоративно-прикладного искусства (изделия из льна, глины, соломки); о блюдах белорусской народной кухни; элементах белорусского национального костюма; о других странах и народах, особенностях их культуры; культурном и национальном многообразии стран мира, особенностях внешнего вида людей разных народов, их национальной одежды, традициях, условиях жизни.

должен уметь:

-рассказывать о национальных праздниках Республики Беларусь, принимать активное участие в их подготовке и праздновании (украшать группу, класс, готовить подарки, исполнять песни, стихи, пляски); отличать людей разных рас.

должен обладать личностными качествами:

-самостоятельно проявлять во взаимодействии со сверстниками и взрослыми нравственные качества, свойственные белорусам (доброта, честность, щедрость, гуманность, трудолюбие, любовь к родному краю, к Республике Беларусь, гостеприимство, отзывчивость.Таким образом, социальные навыки создают базу для дальнейшего этнической социализации и развития поликультурной компетентности обучающихся, которая заключается:

— в умении продуктивно взаимодействовать в детском коллективе, в социуме;

— в сформированности активной гражданской позиции, ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях белорусского общества;

— в достаточном уровне правовой и политической культуры;

— в расширении конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, творческой, общественно значимой деятельности;

— в понимании принципов коллективизма и социальной солидарности;

— в сформированности позитивного отношения к близким, к сверстникам, взрослым, в том числе, к людям с ограниченными психофизическими возможностями.

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Критерии эффективности инновационной деятельности

КритерийПоказатели
1.Степень разработанности учебно-методического и научно-методического обеспечения этнической социализации и формирования поликультурной компетентности обучающихся  в  учреждении образования
 
1. Наличие учебно-методических материалов, разработанных в рамках инновационной деятельности: банк активных методов обучения, современных воспитательных технологий, направленных на развитие учащихся
2. Соответствие учебно-методических материалов, разработанных в условиях инновационной деятельности, государственным образовательным стандартам, действующим санитарно-гигиеническим нормам и требованиям.
3. Наличие, разработанных в результате инновационной деятельности научно-методических материалов:
методические пособия, методические рекомендации, практические пособия,
методические рекомендации органам управления образованием различного уровня и образовательным организациям по внедрению результатов инновационной деятельности.

4. Наличие диагностического инструментария оценки качества воспитательной работы в условиях инновационной деятельности:
пакет контрольно-диагностических методик воспитанности,
пакет контрольно-диагностических методик  для выявления удовлетворенности субъектов образовательного процесса качеством образования в условиях инновационной деятельности.
3Влияние изменений, полученных в результате инновационной деятельности, на качество образования обучающихсяУровень этнической социализации и поликультурной компетентностиДуховно-нравственное развитие обучающихсярост мотивации обучающихся 
быть честным, правдивым, отзывчивым, добрым, гуманным; — развитие потребности личности   в дальнейшем нравственном самосовершенствовании, овладении ценностей, установок, образцов поведения, что присущие белорусскому этносу, воспроизведение ею социальных связей и социального опыта этноса, преобразование этого опыта на личное достояние.
4Влияние изменений, полученных в результате инновационной деятельности, на рост профессиональных компетенций педагогических и руководящих работников
 
1. Степень вовлеченности педагогических и руководящих кадров учреждения образования в инновационную деятельность.
2. Удовлетворенность педагогов изменениями, происходящими в результате инновационной деятельности.
3. Повышение уровня квалификации педагогических и руководящих работников.
4. Повышение профессиональной активности педагогического состава учреждения образования:
участие в конкурсах профессионального мастерства, участие в семинарах,
участие в конференциях различного уровня и пр.

5. Количество проведенных мероприятий на базе  учреждения образования по теме инновационной деятельности.
5Информационное сопровождение инновационной деятельности
 
1. Наличие публикаций по теме инновационной деятельности в научно-методических журналах, изданиях.
2. Наличие публикаций (репортажей) по теме инновационной деятельности в СМИ
3. Отражение результатов инновационной деятельности на сайте образовательной организации.
4. Наличие аналитических материалов по результатам мониторинговых исследований, выявляющих результативность инновационной деятельности
6Социальная значимость инновационной деятельности
 
Удовлетворенность субъектов образовательного процесса качеством образования в условиях инновационной деятельности. Расширение системы внешних социальных связей школы, увеличение числа субъектов образовательного процесса.

Методические материалы для работы с учащимися, педагогами, социумом
Районные ресурсные центры

1 . Районный ресурсный центр «Внедрение модели устноисторических исследований родного края как средство формирования социально-гражданских компетенций учащихся» – ГУО «СШ №1 г.п.Кореличи

2. Районный ресурсный центр «Внедрение модели формирования гражданской идентичности обучающихся в учреждениях образования» – ГУО «Красненский УПК д/с-СШ»

3. Районный ресурсный центр «Развитие экологической культуры учащихся через использование метода проектов» – ГУО «Оюцевичская БШ»

4. Районный ресурсный центр по энергосбережению – ГУО «СШ г.п.Мир»

5. Районный ресурсный центр по формированию нравственного самосознания личности учащихся средствами интерактивных методов воспитания» – ГУО «Циринский УПК детский сад-средняя школа»

6. Районный ресурсный центр по гражданско-патриотическому воспитанию – ГУО «Лукская СШ»

Инновационный опыт

Внедрение модели этнической социализации личности воспитанников и обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа

В предлагаемых материалах  инновационной  модели  освещены    основные вопросы, отражающие актуальность воспитания подрастающего поколения на исторических, культурных и религиозных ценностях своего народа. Акцентируется   внимание  на новизну  разработанной    модели – в реализации идеи объединения всех ресурсов (материальных, человеческих, информационных, экономических и т.д.) в единый воспитательный кластер, способствующий   повышению  уровню нравственного развития личности обучающегося на православных традициях и ценностях белорусского народа в современном образовательном пространстве.

Данные материалы  адресованы  руководителям учреждений образования,  классным руководителям, педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, педагогам социальным для изучения и использования в педагогической практике.

ОПИСАНИЕ  ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ:

Теоретические основы. Чтобы грамотно  поставить задачи, способствующие  повышению  уровня нравственного развития личности обучающегося  на православных традициях и ценностях белорусского народа, необходимо понять  смысл нравственного развития  как  очеловечение, путь человека к самому себе. Нравственная жизнь человека (и физическая, и психическая) скрывает в своих глубинах возможность развития, проявляющуюся в возникновении нравственных новообразований, усложнении нравственных качеств, которые необходимы для решения более сложных нравственных проблем, постоянно встающих перед мыслящей личностью. Как отмечает А.Г. Асмолов: «Процесс нравственного развития личности один из самых сложных, длительных и трудоемких, порою результаты кажутся незаметными, а в контексте «культуры полезности»  затраты, на внешний взгляд, кажутся даже бесполезными».

На первом этапе работы важным является изучение уровней нравственного воспитания: этического уровня, уровня вежливости, воспитанности и собственно нравственный уровень.

Первый этап нравственного воспитания – это в основном воздействие взрослых на ребенка и взаимодействие с ним.

Второй этап – самовоспитание, саморазвитие и самосовершенствование, это сознательное духовное возвышение (восхождение), это стремление к полной реализации всего потенциала личности.  Уровень нравственности является вершиной нравственного воспитания и необходимым условием для дальнейшего нравственного самосовершенствования личности.

Достижение данного уровня возможно только при условии целенаправленной, планомерной, заинтересованной, осмысленной работы всех субъектов воспитательного процесса (семьи, школы, социальных институтов и активности самих воспитанников) в образовательном пространстве, рассматриваемом как вид пространства, место, охватывающее человека и среду в процессе их взаимодействия, результатом которого выступает приращение индивидуальной культуры образующегося. 

 Личность с высоким уровнем нравственного сознания способна регулировать, корректировать естественные влечения, придавать им человеческий характер; при наличии нравственного сознания бессознательное находится под контролем сознательного, безответственность контролируется ответственностью. Именно ответственность является содержанием нравственного сознания. И она же определяет уровень нравственного сознания. На данном уровне достигается гармония (разумное сочетание) между «внешним» и «внутренним».

В разработке  собственной  модели  нравственного развития обучающихся  в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа  можно использовать  модель структуры образовательно-воспитательного пространства,  разработанную Н.К. Катович.  В центре модели находится ценностно-смысловое ядро, основу которого составляет личность школьника.

Второй уровень модели составляет само образовательно-воспитательное пространство. «Резонансные точки» распределены по всему образовательно-воспитательному пространству.

Третий уровень модели — координационно-педагогический компонент, включающий следующие звенья: аналитико-разрабатывающее, экспертное, утверждающее, управления и контроля.

Современное образовательное пространство выступает как фактор социальной стабильности и адаптации личности в многокультурной среде; путь реализации аксиологических императивов; средство удовлетворения образовательных, познавательных и культурных потребностей человека; форма социально-педагогического обеспечения поддержки и безопасности детей и молодежи.

Акцентируется внимание на том, что функциями современного образовательного пространства выступают формирование и развитие у молодежи устойчивых представлений о своих духовно-нравственных корнях, о духовно-нравственных и культурных ценностях своего народа, традициях государственности.  И на этой основе формирование представлений о многообразии культур в мире, воспитание позитивного, толерантного отношения к культурным различиям, развитие умений гуманного, продуктивного взаимодействия с представителями других культур, создание условий и механизмов социально-педагогического обеспечения безопасности детей и молодежи в социуме.

Важным для педагогов будет знакомство с научными трудами  Бондыревой С.К., Бочаровой В.Г., Давыдова Ю.С., Загвязинского В.И.,  где  акцентируется внимание на том, что образовательное пространство и социальная среда являются педагогическими факторами и несут огромный образовательный и воспитательный потенциалы, поэтому важно системное взаимодействие социальной среды, школы и пространства.

Нравственное развитие личности  обучающегося в современном образовательном пространстве, формирование у учащихся системы духовно-нравственных ценностей и умение с их позиций оценивать свои действия и поступки может обеспечить освоение ими программы факультативных занятий «Основы православной культуры». Здесь не столько происходит усвоение обучающимися системы знаний, сколько формирование у них мотивации поступков, освоение норм поведения, характерных для православной культуры. Обеспечивается формирование мировоззрения учащихся, осознанный выбор ими нравственных ориентиров, правильный отбор критериев оценки мыслей и действий (с позиций добра и зла).

ОПИСАНИЕ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ  ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ:

В предложенной нами модели выделяются три основных блока, которые помогают успешно создать систему нравственного развития личности в поликультурном  образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа.

1.Концептуально-целевой блок.

Модель  сформирована на основе нескольких концептуальных подходов к изучению проблем нравственного развития личности обучающегося в образовательном пространстве.

Аксиологический подход, который предполагает приоритетное значение ценностей личности и коллектива в процессе образования и воспитания.

Личностно-ориентированный подход подразумевает индивидуализацию и творческую направленность образовательного и воспитательного процесса по повышению уровня нравственного развития личности обучающегося в образовательном пространстве. Организация такого образовательного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у  М. Монтессори – «помоги мне сделать это самому».

Деятельностный подход, основным принципом которого является принцип единства сознания и деятельности, предполагает взаимосвязь и взаимозависимость сознания и психики и различных форм предметной деятельности.

Системный подход, при котором образование и воспитание с позиции системного подхода рассматриваются как системы, обладающие определенными структурами, но не сводимыми к сумме конкретных элементов, в них свойства каждого элемента определяются его местом в общей структуре. Основополагающей методологической идеей при этом выступает понимание системы как: 1) целостного образования; 2) совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, обладающей структурой; 3) организованного множества отдельных элементов, объединенных друг с другом и образующих определенного рода целостное единство.

Основные принципы деятельности – развития, непрерывности,  преемственности, доступности, самоорганизации, самоуправления.

В модели выделены составляющие  процесса нравственного развития, предполагающего усвоение нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения.

2.Содержательно-деятельностный блок, объединенный единым замыслом комплекс социально-ориентировачных мероприятий, деятельности,   направленной на решение основных задач   по духовно-нравственному развитию личности в современном образовательном пространстве .

Его новизна состоит в том, что в рамках организации образовательного процесса создаётся  региональный социокультурный кластер по взаимодействию учреждения образования с учреждениями дошкольного, среднего специального, дополнительного образования, учреждениями культуры, расположенными в микрорайоне учреждения образования, а также социальными партнёрами по нравственному развитию личности обучающихся в современном образовательном пространстве на православных традициях и ценностях белорусского народа. Объединение ресурсов (интеллектуальных, информационных, кадровых, культурно-досуговых, материально-технических, финансово-экономических) данных учреждений и организаций позволит более эффективно осуществлять процесс нравственного развития обучающихся в образовательном пространстве.             

С целью координации деятельности в рамках регионального социокультурного кластера необходимо  создать координационный совет, в состав которого войдут  руководители заинтересованных в работе по данному направлению  учреждений и организаций, а также творческая группа из числа педагогов и работников данных учреждений.

3. Результативно-коррекционный блок

Регулярное и постоянное отслеживание результатов деятельности всех участников создания модели, проведение мониторинга (стартового, промежуточного, итогового) по предложенным ниже критериям позволит достигнуть оптимальных результатов, обеспечить своевременную коррекцию деятельности.

КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ КАЧЕСТВ (КОМПЕТЕНЦИЙ), ЗАЛОЖЕННЫХ В МОДЕЛИ:

Критерии и показатели нравственного развития личности обучающегося

№ п/пКритерииПоказатели
1. 2. 3. 4.Личностное развитие Воспитанность Когнитивный компонент Поведениепреобладание созидательной направленности личности;приоритет нравственных мотивов в мотивационно-потребностной сфере учащегося;положительные личностные черты: честность, правдивость, отзывчивость, доброта, гуманность; -потребность личности в дальнейшем нравственном самосовершенствовании переход количественного набора правил и норм поведения в качественное преобразование личности;миролюбивое отношение к сверстникам, педагогам, членам семьи и окружающим;проявление внимания и заботы о своих близких, одноклассниках, других людях;конвенциальная корректность в построении отношений с представителями других конфессий;стремление оказать помощь друзьям и близким, попавшим в затруднительное положение;представление об общечеловеческих ценностях как основе социальной жизни;знание социально одобряемых норм и правил взаимодействия с людьми;представление о гражданственности, патриотизме, семейном долге, о нравственных основах и этике взаимоотношений полов, младших и старших;соответствие поведения, общения социально-одобряемым требованиям, православной культуре;владение конструктивными способами предупреждения и разрешения конфликтов в поликультурном образовательном пространстве;нравственное поведение на основе усвоения нравственных норм и формирования нравственного сознания

Диагностический инструментарий

а) межличностные  отношения детей в   группах и классах изучаются с использованием методики Я.Л.Коломинского  «Выбор для деятельности»  (социометрия) по следующим диагностическим показателям:

— социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений: уровень благополучия взаимоотношений;

  коэффициент взаимности;

 индекс изолированности

б) диагностика личностного профиля осуществляется по методике «Полярный профиль» (ЭТ Дорофеевой). Диагностические показатели:

— профиль личности;

— индекс оценок личностных черт

в) диагностика эмоционально-психологической атмосферы группы, класса осуществляется по методике А.Лутошкина «Цветопись». Диагностические показатели:

— эмоциональная атмосфера группы;

— эмоциональное состояние личности в группе, классе.

Предполагается использование метода наблюдения за взаимодействием детей с целью определения паттернов миролюбивого и конфликтного поведения; беседы с педагогами и родителями о динамике личностных и поведенческих проявлений детей; беседы с детьми с целью выявления их представлений о гражданственности, патриотизме, моральном поведении.

Критерии и показатели компетентности педагогов в сфере воспитательной работы по повышению уровня нравственного развития личности обучающегося на православных традициях и ценностях белорусского народа в современном образовательном пространстве

КритерииПоказателиИнструментарий
Профессиональный рост педагога— положительная динамика ступеней профессионального роста: умелость, мастерство, творчество, новаторство; — профессиональные и личностные достижения педагогов; — участие в конкурсах и фестивалях педагогического мастерства, социальных проектов и инициатив. Аттестация на присвоение и подтверждение высшей квалификационной категории.контент-анализ (анализ содержания материалов опыта экспертной группой), анкеты (самоанализ).
Уровень педагогической деятельности-положительная динамика уровней профессиональной деятельности: адаптивный; локально-моделирующий, системно-моделирующий.анкета по самоанализу, анализ результатов деятельности, работы объединений по интересам, интервью, инструментарий фокус-групп
Обобщение педагогического опыта— положительная динамика этапов становления и формирования педагогического опыта (этап адаптации, оптимизации, модернизации, проектирования); система открытых мероприятий по теме опыта; — публикации (как электронные, так и печатные); — представление педагогического опыта в виде индивидуальной педагогической системы профессиональной деятельности; — выступления на семинарах, конференциях, форумах, круглых столах.анкеты, интервью, инструментарий фокус-групп, метод экспертных оценок
Авторские методические продуктыразработка и выпуск авторских продуктов: методики, программы, технологии, электронные средства, учебно-методические пособия, методические материалы.анкеты, метод экспертных оценок
Продуктивность образовательного процесса— положительная динамика сформированности уровня нравственного развития личности обучающегося на православных традициях и ценностях белорусского народа в поликультурном образовательном пространстве; — динамика повышения качества знаний о нравственном развитии, положительного развития мотивов, организаторских, реализующих, оценочных и рефлексивных умений учащихся.анкеты, методы диагностики уровней нравственного развития личности учащегося
Удовлетворенность результатами инновационной деятельностистепень удовлетворенности всех субъектов образовательного процесса учреждения образования и его партнеров инновационной деятельностьюанкеты, интервью
Рефлексивная педагогическая компетентностьосуществление цикла рефлексивной деятельности: реконструкция, критика, формирование норм и правил на основе на основе православных традиций и ценностей белорусского народа; отношение к затруднениям и проблемам профессиональной деятельности; повышение уровня креативности и творчества в профессиональной деятельностианкеты, интервью, контент-анализ и экспертная оценка материалов педагогического опыта
Взаимодействие всех участников  инновационной деятельности— определение нравственных ценностей как целей волонтерской деятельности;- создание системы взаимодействия, установление партнерских связей;- участие в развитии поликультурного образовательного пространства;- благоприятный психологический климат, диалог и сотрудничество.анкеты, интервью, наблюдения, анализ продуктов деятельности
Качество управления инновационным процессом— рациональное планирование инновационной деятельности; мониторинг, анализ и контроль качества инновационной деятельности; — наличие системы стимулирования педагогов.анкеты, интервью, наблюдения, анализ продуктов деятельности, метод экспертных оценок

Критерии и показатели вовлеченности родителей в инновационную деятельность

КритерииПоказателиИнструментарий
Участие в образовательном процессеУчастие в социальных проектах и инициативах, поддержка реализации программы факультативного курса «Основы православной культуры».Анкеты, интервью, наблюдения.
Удовлетворенность результатами инновационной деятельностиСтепень удовлетворенности всех субъектов образовательного процесса учреждения образования и его партнеров инновационной деятельностьюАнкеты, интервью
Рефлексивная родительская компетентностьОсуществление цикла рефлексивной деятельности: реконструкция, критика, формирование норм и правил на основе православных традиций и ценностей белорусского народа; отношение к затруднениям и проблемам воспитательной деятельности; Повышение уровня креативности и творчества в собственной деятельностиАнкеты, интервью, контент-анализ уровня креативности и творчества.
Взаимодействие всех участников  инновационной деятельности— Принятие целей инновационной деятельности;- участие в развитии поликультурного образовательного пространства;- благоприятный психологический климат, диалог и сотрудничество.анкеты, интервью, наблюдения.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ В РАМКАХ ДАННОЙ МОДЕЛИ:

 Работа с педагогами

Задачами, стоящими перед педагогом, являются насыщение педагогического процесса духовно-нравственным содержанием; поиск разнообразных средств и приемов педагогического воздействия на чувства ребенка; использование возникающих проблемных ситуаций в целях духовно-нравственного воспитания детей; создание одухотворенного социального пространства жизнедеятельности детей.

Эмоциональная отзывчивость ребенка на православные духовно-нравственные ценности, гуманные отношения, действенное сочувствие окружающим могут рассматриваться как показатели успешности работы класса.

Главным элементом воспитательной деятельности является методическая подготовка педагогов, так как именно они являются теми индукторами, которые передают учащимся информацию, целью которой станет формирование подрастающего поколения как патриотов своего Отечества, нравственно здоровых личностей с ярко выраженной индивидуальностью, имеющей свои особенностями мышления, характера и поведения.

Предлагаем наиболее успешные и значимые формы работы:

  • активное использование форм и методов внеклассной деятельности (туристические поездки, участие в проектах, экскурсии культурологической направленности);
  •  работа творческой группы педагогов-инноваторов;
  • проведение с участниками проекта консультаций, семинаров, лекций по проблеме духовно-нравственного воспитания, создания поликультурного пространства;
  • введение в воспитательную работу календаря православных праздников с экскурсом в историю православия;
  • использование святоотеческого наследия по духовно-нравственному, поликультурному  воспитанию, способствующего самоопределению личности в системе нравственных ценностей;
  • участие в конкурсах творческих работ, осуществляемых при содействии БПЦ;
  • публикации материалов участников инновационного проекта по результатам инновации;
  • рассмотрение на заседаниях педагогического совета и методических объединений степени внедрения модели программного обеспечения;
  • проведение с участниками проекта лекций, семинаров, консультаций по проблеме духовно-нравственного, формирования культуры семьи обучающихся;

Разработка методических и дидактических материалов и рекомендаций для организации работы по духовно-нравственному, поликультурному воспитанию.

Содержание и формы работы с обучающимися:

  • изучение произведений русской и белорусской литературы в контексте изучения исторических и культурных ценностей различных народов;
  • знакомство с  биографией людей, внёсших вклад в развитие дружбы и взаимопонимания между народами;
  • деятельность форум-театра «Вместе мы сильнее»;
  • организация научных исследований «Толерантность – путь к миру»;
  • организация экскурсий «Планета друзей»;
  • проведение цикла праздников национальных культур;
  • проведение классного часа-ролевой игры «Если бы я был правителем страны»;
  • проведение  цикла классных часов «Традиции и обряды моей родной Беларуси»;
  • проведение акций «Здоровая планета», «Я и мои друзья против вредных привычек», «О спорт, ты дружба и мир»;
  • работа интерактивного  лектория для старшеклассников «Я и мир вокруг меня»;
  • работа по проекту «Дорога к жизни»;
  • работа факультатива «Основы православной культуры»;
  • моделирование ситуации «Мы – люди мира»;
  • организация фотовыставки и выставок декоративно-прикладного творчества  «Подарок другу»;
  • проведение занятий гостиной «Здоровье души и тела»;
  • проведение цикла Дней здоровья «Красота физическая  и душевная»;
  • цикл литературных встреч «Душа прекрасная ликует»;
  • проведение  концертов «Все мы из страны Добра»;
  • проведение встречи – открытия «Песнь ангелов о дружбе»;

Содержание и формы взаимодействия учреждения образования и семьи: содружество, сотворчество

Семья играет важную роль в жизни человека любого возраста, значение семьи в развитии его личности первостепенно. Духовно-нравственными ценностями, усвоенными в детстве в семье, человек затем руководствуется в своей взрослой жизни.

Необходимость налаживания тесного взаимодействия педагогов и родителей определяется решающей ролью семьи в формировании нравственных понятий, ценностных нравственных ориентаций и норм поведения ребенка с целью воспитания достойного члена общества

Авторитет родителей, устойчивость их представлений, этических ценностей оказывают не менее сильное воздействие на личность ребенка, чем информационное Интернет-пространство или телевидение. Родители и дети, активно участвуют в деятельности, оценивают эффективность организации обучения и воспитания в рамках кластера, способствуют позитивной коррекции содержания мероприятий и практической деятельности субъектов социально – педагогического партнёрства. 

Законные представители учащихся, организуя и принимая участие в тематических вечерах, праздниках, экскурсиях на места работы родителей, паломнических поездках, выставках документов домашнего архива, фотосессиях, в работе семейных клубов содействуют нравственному развитию учащихся, формированию системы ценностных ориентаций, гражданственности, патриотизма, толерантности, чувства собственного достоинства, умения понимать другого и самого себя.

Содержание и формы работы с родителями:

  • ознакомление родителей с содержанием инновационного проекта и привлечение родительской общественности к совместной работе по его реализации;
  •  родительские собрания, конференции, форумы;
  • участие родителей в мероприятиях проекта: совместное проведение акций, участие в волонтёрском движении, организация походов и экскурсий
  • распространение лучшего опыта семейного воспитания в педагогическом учебном заведении;
  • организация семейных праздников светского и церковного календаря с привлечением детей и родителей к их проведению;

Работа с социумом и партнёрами

Совместные мероприятия  учреждения образования   с ССУЗ  микрорайона    эффективно  способствуют воспитанию  у обучающихся толерантности, уменьшению этноцентризма,  воспитанию уважения и доброжелательного отношения к сверстникам любой национальности, формирование способности ценить в себе и других индивидуальность и непохожесть, обусловленную, в том числе, и этническими различиями.

Взаимодействие с учреждениями культуры  содействуют  поликультурному воспитанию. Для того,  чтобы понять музыку и живопись других народов, не нужно знание языка; это – один из первых средств, которым люди могли выразить свои чувства и эмоции. Приобщая детей к музыке и живописи других народов, педагоги обогащают мировосприятие детей, воспитывают коммуникативные навыки, учат пониманию и уважению иных культур и цивилизаций, осознанию необходимости взаимопонимания между людьми и целыми народами.  В течение календарного года совместно можно проводить православные праздники, фестивали народной культуры, просветительские беседы, и другие мероприятия. Совместная деятельность детей и взрослых по подготовке и проведению подобных мероприятий способствует решению таких задач, как улучшение взаимопонимания, уважение, взаимопомощь, имеет конечной целью сплачивание населения агрогородка.

Православные приходы, взаимодействующие с учреждением образования, осуществляют просветительскую деятельность среди родителей и педагогов инновационных коллективов, консультируют педагогов по вопросам духовно-нравственных традиций, высказывают рекомендации при разработке методических материалов (воспитательных планов, сценариев и др.), принимают участие в воспитательных мероприятиях).

Посещая занятия факультатива «Основы православной культуры»,  представители   благочиния  могут   выступать   в роли экспертов при проведении   деловых  игр, интерактивных диалогов по таким вопросам как «Учение как главный труд, нравственный долг учащегося», «Благочестие как условие семейного счастья», «Любовь к ближнему как принцип Христианской морали» и другие. В качестве партнёра  Настоятель    храма   принимает активное участие в дискуссиях, дебатах по таким вопросам как  «Почему необходимо стремится к духовной и нравственной высоте?» (9 класс), «Когда любовь на всю жизнь?»(11 класс), «Что значит для каждого из нас понятие любовь к Отечеству»? (10 класс), «Отношение мужа к жене как возвышенный союз» (11 класс). 

Совместно  благочинием, настоятелями Церквей региона  разрабатываются  циклы     бесед со священнослужителями   для учащихся 7 – 9 классов по  теме   «Поговорим о гармоничном развитии души и тела», где поднимаются вопросы опасности азарта,  увлечённости компьютерными играми, опасность праздного времяпрепровождения, вредных привычек как препятствие гармоничному развитию человека.  Для воспитанников дошкольных групп  разрабатывается   цикл проведения игр и театральных постановок «В стране доброты и красоты», где через игру, общение со сказочными персонажами дошкольники формируют в себе понимание основных жизненных ценностей, потребность развития таких качеств как доброта, понимание окружающих, почитание родителей.

АННОТИРОВАННЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребёнка в мире // Вопросы психологии, 2002, № 1, С. 3 – 16

2. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В. В. Абраменкова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 416 с.

3. Борисенков В.П., Гукаленко О.В., Данилюк А.Я. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования: монограф. — М.; Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2004. — 576 с.

4. Бройко. – Минск: Адукацыяi выхаванне, 2007. – 152 с.

5. Гукаленко О.В., Пустовойтов В.Н. Поликультурное образовательное пространство как среда обеспечения социально-педагогической безопасности молодежи // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6.;

6. Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В. В. Зеньковский. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. – 270 с.

7. Ильин, И.А. Основы христианской культуры / И. А. Ильин – СПб.: Шпиль, 2004. —  25 с.

8. Макаев  В.В.,  Малькова  З.А.,  Супрунова  Л.Л.  Поликультурное  образование  актуальная  проблема  современной  школы  //  Педагогика.  1999.  №  4.  С.  9.  [электронный  ресурс]  –  Режим  доступа.  www.zexy-999.ru/item/items23101<cite>.</cite>

9. Мухина, В.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – 4-е изд., стереотип. / В. С. Мухина – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

10. Осипов, А.И. Духовность. Традиция. Патриотизм / А.И. Осипов. – Минск: Молодежное научное общество, 2001. – 100 с.

11. Осипов, А.И. Православие и духовная безопасность / А.И. Осипов. – Минск: БПЦ, 2012. – 224 с.

12. Правовое взаимодействие учреждений образования с религиозными организациями в Республике Беларусь: пособие для руководителей учреждений образования, учителей, воспитателей, студентов / сост. А.В.

13. Финькевич, Л.В., Бройко, А.В. и др. Духовно-нравственное воспитание учащихся на православных традициях белорусского народа: пособие для педагогов / Л.В. Финькевич и др. – Минск: БПЦ, 2015. – 319 с.

– 456 с.

14. Осипов, А.И. Духовность. Традиция. Патриотизм / А.И. Осипов. – Минск: Молодежное научное общество, 2001. – 100 с.

15. Осипов, А.И. Православие и духовная безопасность / А.И. Осипов. – Минск: БПЦ, 2012. – 224 с.

16. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых / М. В. Осорина 4-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.

17. Правовое взаимодействие учреждений образования с религиозными организациями в Республике Беларусь: пособие для руководителей учреждений образования, учителей, воспитателей, студентов / сост. А.В.

18. Розум, С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека (Теоретический и эмпирический анализ ключевых проблем психологии социализации) / С. И. Розум – СПб.: Речь, 2006. – 365 с.

19. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл – М.: Прогресс, 1993. – 363 с.

20. Финькевич, Л.В. Проблема духовно-нравственного воспитания дошкольников в эпоху смены научных парадигм // Дошкольное детство: наука – практике. Материалы международной научно-практической конференции (4-5 апреля 2006). – Могилев: МГУ им. Кулешова, 2006. – С. 25-28

21. Финькевич, Л.В. Формирование духовности личности в процессе социального развития на этапе дошкольного детства // Культурно-психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе: сб. науч. трудов. В 2 ч. – Минск: БГПУ, 2009. – Ч. 1. –  С. 146-149

22. Финькевич, Л.В.  Мировосприятие детей дошкольного возраста как фактор психологического здоровья личности // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сб. науч. ст. – Минск: БГПУ, 2013. – C.167-170.

23. Финькевич, Л.В., Бройко, А.В. и др. Духовно-нравственное воспитание учащихся на православных традициях белорусского народа: пособие для педагогов / Л.В. Финькевич и др. – Минск: БПЦ, 2015. – 319 с.

24. Ярославский, Е. М. О религии / Е.О.  Ярославский – М.: Госполитиздат,1958. – С. 109 -110.